20 великих спектаклей за последние полвека. Часть 1.
1. Inferno (Ромео Кастеллуччи)
Главный мастер современной трагедии, Кастеллуччи через тотальное насилие и тотальную любовь исследует возможности реанимации самого концентрата древнегреческой трагедии на сцене сегодня.
2. Purgatorio (Ромео Кастеллуччи)
Вторая часть трилогии делится на две части: сначала в интерьере обычной буржуазной квартиры показывается довольно страшная история, а затем декорация сужается до полупрозрачного круга, за которым плывут огромные цветы и растения.
3. Mount Olympus (Ян Фабр)
Самый известный спектакль бельгийского режиссера. Известен он, прежде всего, своей длительностью — перформанс идет целые сутки, во время которых разрешено входить и выходить из зала, спать внутри или снаружи и вообще чувствовать себя как дома.
4. (A)pollonia (Кшиштоф Варликовский)
Самый масштабный спектакль одного из лучших польских режиссеров современности. Поставленный по нескольким документальным и эссеистским текстам, он вскрывает сразу несколько исторических пластов, говоря одновременно на высоком уровне о персональной и национальной вине.
5. Cafe Müller (Пина Бауш)
Один из самых впечатляющих примеров современного танца и на техническом, и на чувственном уровне.
6. Shakespeare’s Sonnets (Роберт Уилсон)
Спектакль Уилсона — коллаборация с композитором Руфусом Уэйнрайтом — представляет собой современный пример театра варьете, когда спектакль состоит из нескольких связанных между собой только автором сонетов и эстетикой сценок — музыкальных или разговорных, раскрывающих и мир Шекспира, и мир Уилсона.
7. Kill the European! Kill him! Kill him! (Кристоф Марталер)
Один из культовых спектаклей Кристофа Марталера — сцены из жизни меланхоличных швейцарцев в кафе, перенесенные в театральное безвременье, где сочетается и психиатрическая клиника, и курорт.
8. The Power of Theatrical Madness (Ян Фабр)
Это мощнейший манифест того типа физического театра, которым Фабр хотел и стал заниматься. Здесь настоящая перформативность соединяется с настоящей ренессансной красотой.
9. Uncle Vanja (Люк Персеваль)
В спектакле Люка Персеваля по пьесе Чехова все персонажи сидят в ряд на стульях на авансцене — там и происходит все действие. Иногда они с этих стульев встают, безумно танцуют, падают, раздеваются, не слышат друг друга, орут, стреляют из пистолета. Декорации не меняются два часа, которые за этим завораживающим черно-белым потоком пролетают просто незаметно.
10. Hamlet (Томас Остермайер)
«Гамлет» немецкого режиссера Остермайера с Ларсом Айдингером в главной роли получился чуть ли не самым сильным и современным прочтением этой как бы вечной пьесы. Спектакль говорит о невозможности в текущем времени реальной драмы шекспировского размаха — она так или иначе будет размазана постмодерновой комедией.
#другоевсе